Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

"Фортепиано" (посмотреть)

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

"Юный художник" (посмотреть)    

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема творческих способностей вызвала огромный интерес исследователей во все времена. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные предметы, которые обладают высокой ценностью для общества. Роль педагога дополнительного образования в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

Работа в данном направлении актуальна, так как развитие творческих способностей обучающихся открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, является средством, позволяющим сделать процесс обучения более эффективным, управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным способностям обучающихся. А так же развитие творческих способностей - это -один из способов мотивации обучающихся в процессе обучения.

Программа дополнительного  образования  «Парикмахер» составлена на основе «Программы для обучения высвобожденных работников и незанятого населения по профессии Парикмахер», утвержденной Министерством образования РФ г. Москвы 2008 года и адаптирована к учреждению дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Серова.

Данная составительская учебная программа предназначена для обучения детей 14-17 лет. Срок реализации программы 2 года.

Основная цель программы - создание условий для формирования навыков парикмахерского мастерства и профессионального самоопределения у учащихся старших классов школы.

Основные задачи:

-          Формировать знания, умения и навыки, необходимые для успешного
освоения профессии Парикмахер;

-          Прививать устойчивый интерес к парикмахерскому делу;

-          Развивать творческую инициативу;

-          Воспитывать эстетический вкус, чувство меры;

-          Вести профориентационную работу.

Программа «Парикмахер» наряду с профориентационным направлением работы носит и социальный аспект, так как придерживается точки зрения, что учащиеся, обучающиеся по данной программе, получают качественные ЗУН, которые могут применять как в профессиональной, так и в бытовой сфере. Программа позволяет осуществить профессиональную пробу учащимся, соотнести свои интересы и возможности с профессиональными компонентами мастера-парикмахера.

Программа опирается на основные педагогические принципы:

-          Принцип единства теории и практики, где все практические занятия подкрепляются   теоретическими    знаниями,    а   практика   позволяет
осознать и закрепить теорию;

-          Принцип   обучения   через   деятельность,   который   позволяет   вести обучение   через   деятельность   и   идет   преобладание   практических
занятий над теоретическими;

-          Принцип гуманности;

-          Принцип толерантности;

-          Научности;

-          Доступности;

-          Индивидуально-личностного подхода.

Основной подход в обучении носит деятельностный характер, так как компетенции формируются в процессе деятельности, ознакомление с теоретическим материалом строится через практику. Так же на занятиях используется методы объяснения, показа и демонстрации, анализа и синтеза, беседы и собеседования, метод проекта.

Работа строится исходя из возможностей и интересов учащихся.

Межпредметные связи, в процессе обучения происходят с предметами:

-     химия (при изучении состава красящих веществ, их   смешивании   и т.д.);

-          изобразительное искусство (при создании эскизов причесок, выборе цветов, макияжа и т.д.);

-          физика (при пользовании инструментами и оборудованием);

-          литература (составление технологических карт и т.д.).

 

Основными формами обучения предполагается использовать:

-          Лекции;

-          Практические занятия;

-          Тренинги;

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  Комплект рабочих столов

2.               Комплект стульев

3.               Комплект парикмахерских кресел

4.               Литература по парикмахерскому залу

5.               Пособие по темам, таблицы, схемы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»,

1.  Введение.

Общие сведения о предмете «Материаловедение»; его задачи. Значение предмета для овладения профессией «парикмахер».

Понятие о парфюмерии, косметике, парфюмерно-косметических средствах.

2,  Исходные материалы производства парфюмерно-косметических товаров.
Краткая характеристика сырья, полуфабрикатов, применяемых для
производства парфюмерно-косметических товаров. Жиры, заменители

жиров.

Воски и воскообразные вещества. Виды косметических препаратов, содержащих воск и воскообразные вещества.

Эмульгаторы, их виды, применение в косметических средств.

Нефтепродукты и кремнийорганические соединения; их виды, свойства. Виды косметических препаратов, содержащих нефтепродукты.

Желирующие вещества, углеводы, консерванты; их виды, свойства и роль в производстве парфюмерно-косметических средств.

Красящие вещества; их классификация; применение в производство парфюмерно-косметических средств.

Биологически активные вещества; их свойства и функциональные особенности; влияние на кожу и организм. Применение в практике парикмахерского дела.

Душистые вещества; их виды, свойства; использование в средствах для парикмахерских работ.

3.  Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства.

Дезинфицирующие средства, их виды, характеристика свойств. Составы и концентрация растворов.

Кровоостанавливающие средства, их виды, характеристика свойств. Требования к дезинфицирующим и кровоостанавливающим средствам.

4.  Духи, одеколоны, туалетная вода.

 

Классификация духов, одеколонов по характеру запаха, композиции настоев, стойкости, оформлению.

Отличительные особенности духов и одеколонов,                           ,-

Духи концентрированные и сухие. Виды одеколонов, их применение в парикмахерской практике.

Туалетная вода, её отличительные особенности, ассортимент, назначение.

Требования к качеству духов, одеколонов и туалетной воды.

5.   Моющие и мылящие материалы.

Мыло, его назначение и основные свойства. Классификация по сортности, составу, применению.

Шампуни, их классификация по составу и назначению. Свойства шампуней, ассортимент. Применение шампуней в парикмахерской практике.

Мыльные порошки и кремы, их разновидности в зависимости от применения. Отличительные особенности крема, жидкого мыла и порошка, их свойства.

Требования к качеству моющих и мылящих материалов.

6.   Средства для ухода за кожей.

Кремы, их классификация по составу и назначению. Основные компоненты кремов и примеры рецептур. Характеристика кремов различного назначения. Ассортимент. Правила применения кремов.

Лосьоны, их классификация, применение, назначение, ассортимент.

Требования к качеству кремов и лосьонов.

7.   Средства для ухода за волосами.

Средства для гигиенического ухода за волосами и кожей головы; их классификация.

Лечебно-профилактические средства для волос; их виды. Средства для укрепления волос, предупреждение выпадения волос, против перхоти; их состав, основные свойства, действие на кожу и волос.

Средства растительного происхождения для окраски волос; их состав, действия на волосы.

 

Химические красители для волос; их классификация, состав и свойства. Отбеливающие, окислительные, кремообразные краски и красящие (оттеночные) шампуни; их действия на волосы.

Средства для химической завивки волос; их состав, действие на кожу и волосы. Рецептура составов в зависимости от вида и состояния волос.

Средства для сохранения прически; их виды, состав, влияние на волосы.

Требования к качеству средств, для ухода за волосами.

8* Средства декоративной косметики

Общее понятие о декоративной косметике. Понятие о макияже. Эстетический вкус и мода; их влияние на применение декоративной косметики.

Средства декоративной косметики для кожи лица (грим, румяна, пудра); их свойства, виды, состав, цветовая гамма.

Декоративные средства для оформления глаз; их виды. Карандаши для бровей и оформления контура глаз. Тушь для ресниц. Тени для век.

Губная помада; состав, виды, цветовая палитра. Блеск для губ. Лаки и эмали для маникюрных работ; виды, состав, цветовая гамма.

Требования к качеству средств декоративной косметики.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»

1.   Введение.

Предмет "Основы санитарии и гигиены"; его содержание и задачи. Значение предмета для овладения профессией парикмахера.

Понятия о гигиене, санитарии. Организация контроля за соблюдением санитарных требований на предприятиях по оказанию парикмахерских услуг.

2.   Гигиена труда. Производственная санитария и
профилактика

травматизма.

Гигиена труда. Требования к оснащению и содержанию парикмахерской. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса; гигиенические -нормативы, режим труда и отдыха, условия утомляемости. Гигиенические требования к рабочей одежде.

Производственная санитария. Санитарно-гигиенические нормы.

Освещение, вентиляция. Санитарный уход за помещениями.                                               

Профилактика профессиональных заболеваний, травматизма.

Оказание первой доврачебной помощи.

Правила личной гигиены.

3.   Анатомия, физиология кожи, волос, ногтей,                                                             
Кожа; виды, структура и цвет. Физиология                               
кожи. Волосы; виды, структура и цвет.                                    
Физиология волос. Ногти; строение, цвет. Ростногтей.

4.   Сведения о микробиологии.

Задачи микробиологии. Понятие о жизнедеятельности микробов. Классификация микроорганизмов; виды, размножение.

 

Физиология микроорганизмов; роль ферментов. Распространение микробов в природе. Нормальная микрофлора организма человека,

5.    Сведения об эпидемиологии.

•     Задачи эпидемиологии.

    Инфекции и болезнетворные микробы.

          Инфекционный процесс.

          Признаки инфекционного заболевания

          Эпидемический процесс

          Источники инфекции

          Передача инфекции

          Иммунитет организма.

          Меры борьбы с инфекциями и их источниками

6.    Болезни кожи, волос, ногтей и их профилактика

          Врожденные особенности кожи и волос

          Болезни кожи внутренние и внешние

          Виды, характерные признаки и причины заболеваний гладкой кожи, волосистой
части головы

          Профилактика заболеваний; грибковых, гнойничковых и др.

          Причины повреждения волос, болезни, влияющие на состояние волос

          Болезни ногтей, признаки и причины

          Профессиональные заболевания

          Меры предупреждения болезней кожи, волос, ногтей

          Уход за кожей* волосами, ногтями


Тематический план по разделу «Материаловедение».

 

Темы.

Количество часов

1 год об-я

2 год об-я

теория

пр-ка

всего

теория

пр-ка

всего

1

Введение.

1

-

1

1

-

1

2

Исходные материалы производства парфюмерно -косметических товаров.

1

 

1

1

 

1

3

Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства.

1

 

1

1

 

1

4

Духи, одеколон, туалетная вода.

1

 

1

1

 

1

5

Моющие и мылящие средства.

1

1

2

1

1

2

6

Средства для ухода за кожей.

1

1

2

1

1

2

7

Средства для ухода за волосами.

1

2

3

1

2

3

Средства декоративной косметики.

1

i

2

3

1

1

2

3

 

Резерв времени.

 

 

1

 

 

1

 

Итого:

8

6

14

8

6

14

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК»

п\п

Темы

Т                                                           П" "                      Количество часов         -"

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение

1

 

1

1

 

1

2

Общее сведения о рисунке                         ,

1

 

1

1

 

1

3

Рисование геометрических тел

 

1

1

 

1

1

4

Рисование головы человека

 

1

■    1

 

1

1

5

Основы цветоведения и техники акварельной живописи

1

 

1

1

 

1

6

Рисование волос

 

1

1

 

1

1

7

Рисование исторических причёсок

 

1

1

 

1

1

8

Рисование современных стрижек и причёсок

1

1

2

1

1

2

9

Конструирование стрижек и причесок

2

1

3

2

1

3

 

Резерв времени

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ;

6

6

12

6

6

12

 


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА  «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК»

1.    Введение

          Цель и задачи предмета

          Материалы и принадлежности для рисунка

2.    Общие сведения о рисунке

          Рисунок как вид изобразительного искусства

          Понятие о технологии графики.

          Понятие о дизайне

          Роль эскиза в проектировании прически

          Композиция рисунка, законы и правила композиции.

          Принципы композиционного построения рисунка

          Тени. Светотень, объем в графике

3.    Рисование геометрических тел

          Построение геометрических фигур

          Принцип построения композиции рисунка из геометрических фигур

4.    Рисование головы человека

          Рисунок головы в фас, профиль, в повороте; построение общей формы головы

          Детальная прорисовка частей лица

5.    Основы цветоведения и техники акварельной живописи

          Цвет и композиция рисунка

          Цвет предметов

          Группы цвета

          Цветовой тон

          Насыщенность

          Цветовой круг

          Гармония цвета; гармония сочетания цветов

          Принципы построения композиции в цвете

6.    Рисование волос

          Рисунок волос с использованием приемов выявления их типа, фактуры, длины и
др.

          Рисунок элементов прически: кос, локонов, волн и др.

          Применение техники одноцветного и цветного рисунка

7.    Рисование исторических причесок

          Особенности причесок исторических периодов

          Рисунок исторической прически с декоративными элементами

8.    Рисование современных стрижек и причесок

          Основные особенности моделей современных стрижек и причесок

          Последовательность работы над рисунком

9.    Конструирование стрижки и прически

          Проектирование моделей стрижек и причесок

          Поэтапная разработка моделей стрижек и причесок в эскизах


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ»

 

п\п

Темы

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение

1

 

1

1

 

1

2

Психология общения

1

2

3

1

2

3

3

Этическая культурам её роль в сфере услуг

1

1

2

1

1

2

4

Эстетическая культура и её роль в сфере услуг

2

2

4

2

2

4

5

Правила обслуживания на предприятиях

1

1

2

1

1

2

 

Резерв времени

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ:

6

6

12

6

6

12


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ»

1. Введение

Задачи предмета «Профессиональная этика и культура обслуживания». Ознакомление с программой обучения.

Понятие и сущность культуры обслуживания. Составные элементы культуры обслуживания (психологический, этический, эстетический, организационный).

2. Психология общения.

Психология как наука. Общие сведения о психологических процессах, свойствах и состояниях человека. Психологические основы общения.

Роль психологии в повышении культуры общения.

Общее понятие о личности, процессе её формирования. Психологическая структура личности. Способ определения темперамента и характера человека по внешнему виду. Зависимость профессиональных качеств от психологических свойств личности.

Понятие о профессиональной направленности личности.

Специфика трудовой деятельности работник контактной зоны; ее компоненты: коммуникативный, конструкторский, организационный. Коммуникативные умения и навыки.

Характеристика процесса общения с психологической точки зрения. Психологические этапы обслуживания заказчика в парикмахерской. Индивидуальный подход. Значение установления психологического контакта. 3. З.Этическая культура и её роль в сфере услуг.

Общее понятие об этической культуре. Мораль и этика. Основные категории этики. Роль морали в формировании личности, в поведении человека.

Понятие о профессиональной этике: категории этики. Сущность профессионального поведения работника контактной зоны. Нравственные требования к профессиональному поведению. Сфера действия этикета. Стили общения в условиях парикмахерской. Основы высокой культуры общения на предприятии. Аспекты проявления культуры общения.


Виды речевого этикета, применяемого в профессиональной деятельности. Невербальные пути общения.

Причины конфликтов в парикмахерской. Пути предупреждения и преодоления конфликтов.

Влияние этической культуры на процесс общения в сфере услуг.

 

4. Эстетическая культура и ее роль в сфере.

Общее понятие об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности.

Техническая эстетика и ее роль в повышении культуры обслуживания, в формировании личности. Эстетические требования к оформлению предприятия (парикмахерской); их значение.

Эстетические требования к внешнему облику профессионального состава парикмахерской. Основные составляющие внешнего облика. Эстетические требования к деловому ансамблю. Эстетические требования к прическе, макияжу.

Организационная культура; ее сущность и роль в конкретной профессиональной деятельности.

5. Правила обслуживания на предприятиях сферы услуг.

Культура обслуживания. Организационная культура; ее сущность и роль в конкретной профессиональной деятельности.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Раздел программы

Количество часов

2-й год обучения

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

 

2

2

Технология парикмахерских услуг

32

44

76

3

Материаловедение

8

6

14

4

Основы санитарии и гигиены

2

2

.4

5

Специальный рисунок

6

6

12

6

Профессиональная этика и культура обслуживания

6

6

12

7

Проектная работа

2

8

10

8

Техника постиже

3

7

10

9

Резерв времени

-

-

4

 

ИТОГО:

61

79

144

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Раздел программы

Количество часов

1-й год обучения

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

 

2

2

Технология парикмахерских услуг

32

44

76

3

Материаловедение

8

6

14

4

Основы санитарии

7

7

14

5

Специальный рисунок           |

6

6

12

6

Профессиональная этика и культура обслуживания

6

6

12

7

Проектная работа

 

10

10

8

Техника постиже

-

-

9

Резерв времени

-

-

4

 

ИТОГО:

6i

79

144

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ».

1.          Введение,                                                                            

Сфера услуг ее задачи. Предприятия сферы услуг, специфика деятельности. Виды

услуг парикмахерских, основные и дополнительные услуги.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения

профессии «парикмахер». Характеристика труда парикмахера. Перспективы

профессионального роста.

Значение прически. Общие сведения из истории прически. Особенности

современных причесок. Направления в моде причесок.

2.          Помещения и оснащения парикмахерских.

Типы парикмахерских. Понятие о салоне и специализированных парикмахерских.

Помещение парикмахерской. Организация интерьера. Требования к оснащению

парикмахерской.

Освещение парикмахерской, требования к освещению рабочих мест. Санитарно -

техническое оборудование, требования к нему. Оборудование рабочего места

парикмахера, требования к нему.

3.         Аппаратура, инструменты и приспособления для парикмахерских
работ.

Аппаратура: виды, назначение, устройство, правила пользования.

Инструменты для парикмахерских услуг: виды, назначение, устройство, правила

пользования, приемы работы. Виды и назначение приспособлений, правила

применения.

Парикмахерское белье: виды, назначение, устройство, правила использования.

4.         Технология мытья и массажа головы.

Мытье головы гигиеническое и лечебное. Основные операции и виды работ при

мытье головы. Приемы мытья головы,

Правила применения средств для мытья головы с учетом их предназначения.

Массаж головы, его назначение и методы выполнения. Сушка и расчесывание

волос.

5.         Технология стрижки волос.


Роль стрижки в создании прически. Виды и фасоны стрижек для мужчин и

женщин, а также детских.

Коррекция стрижкой недостатков внешности.

Операции стрижки: сведение «на нет», стрижка непальцах, тушевка, окантовка,

градуировка.

Базовые (классические) модели стрижки мужской, женской; приемы и

последовательность стрижки.

Современные модели стрижек, технологические приемы.

Выбор стрижек для клиента.

Детские стрижки для разных возрастов. Базовые и современные модели.

Технологические приемы стрижки,

6.         Методы укладки и завивки волос.
Элементы прически: пробор, волна, крон, локон.
Укладка волос холодным способом.

Укладка волос с применением бигуди и зажимов.

Укладка волос с применением щипцов - горячая завивка. Способы завивки

локонов. Завивка волос волнами.

оды формирования и фиксирования прически,

7.         Технология окрашивания волос*

Назначение и применение окрашивания волос. Группы красителей. Их назначение и применение. Выбор красителей для волос.

Способы окрашивания волос. Тонирование. Мелирование. Блондирование, Приготовление составов и смесей для окрашивания волос. Последовательность и приемы обработки волос при окрашивании. Технологические режимы окрашивания волос. Правила ухода за окрашенными волосами. Правила безопасного труда при окраске волос. Нормы расходования материалов.

8.       Технология химической завивки.

 Назначение химической завивки, способы завивки. Требования к волосам для

завивки. Препараты для хим.завивки и правила их применения. Противопоказания

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Белозерская М.М. Каталог модных причёсок. -М.: Феникс, 2004.

2.               Ветрова А.К. Парикмахер-стилист.- М.: Феникс, 2008.

3.               Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М.,
Паритет, 2009 .

4.               Панченко О.Р. Элегантные причёски - М., Диля, 2008.

5.               Панченко О.Р. Авангардные молодёжные причёски и стрижки. -
М., Диля, 2010.

6.               Панченко О.А. Стрижка, моделирование, причёска. - М., Феникс, 2009.

7.               Смирнова А.К. Уроки парикмахерского искусства. - М, Паритет,
2008.

8.               Франко Г.К., Старке Р.Л., Узнин К.П. Искусство парикмахера. - М,,
Паритет, 2012.

9.               Чулкова О.В., Александрова Г.В., Романенко И.В. Уроки домашнего
парикмахера. - М., Феникс, 2010.


Общий объем времени учебного плана -   288 часов, в т.ч.: 1-й год обучения - 144 часа; 2-й год обучения - 144 часа.

Ожидаемые результаты:

 

Учащиеся должны знать: Инструкцию    по    безопасности    труда,    пожарной    безопасности,

производственной санитарии и правила внутреннего распорядка;                                                            

парикмахерские принадлежности и инструменты;                                                                                      

организацию рабочего места;                                                                                                                    

санитарно-гигиенические правила;                                                                                                             

типы волос и особенности работы с ними;

основные операции при стрижке волос;

коррекцию лица, головы с помощью стрижки, укладки, прически и

окрашивания;

постижерное дело;

декоративное плетение;

материаловедение.

Учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила внутреннего распорядка и безопасности труда;

оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

выполнять изученные технологические операции;

делать женские стрижки;

укладывать волосы на бигуди;

окрашивать волосы;

моделировать прически (вечерние, повседневные, а так же с помощью

париков, шиньонов, искусственных прядей и декоративного плетения);

скрывать дефекты лица, головы с помощью стрижки, укладки,

прически, окраски;

 

работать с электрическими щипцами, электрической машинкой, феном.

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

"Баскетбол" (7-11 лет) (посмотреть)

 

 

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

"Радуга" (посмотреть)